Национальный проект «Образование» – это инициатива, направленная на достижение двух ключевых задач. Первая – обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования и вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования. Вторая – воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций.
Национальный проект предполагает реализацию 4 основных направлений развития системы образования: обновление его содержания, создание необходимой современной инфраструктуры, подготовка соответствующих профессиональных кадров, их переподготовка и повышение квалификации, а также создание наиболее эффективных механизмов управления этой сферой.
Информация о национальном проекте «Образование» размещена на сайте Министерства просвещения Российской Федерации по ссылке: https://edu.gov.ru/national-project/
Федеральный проект «Цифровая образовательная среда» направлен на создание и внедрение в образовательных организациях цифровой образовательной среды, а также обеспечение реализации цифровой трансформации системы образования.
Участие в данном проекте позволит обеспечить обновление содержания образования и предоставит возможность школьникам свободно и одновременно безопасно ориентироваться в цифровом пространстве.
Национальный проект предполагает реализацию 4 основных направлений развития системы образования:
- обновление его содержания,
- создание необходимой современной инфраструктуры,
- подготовка соответствующих профессиональных кадров, их переподготовка и повышение квалификации,
- создание наиболее эффективных механизмов управления этой сферой.
Как будет работать проект ЦОС в школах?
Вопреки распространенному среди родителей мнению, введение ЦОС в российских школах — это не переход на дистанционное обучение и не отказ от личного посещения детьми школ. Цифровая образовательная среда направлена в первую очередь на то, чтобы расширить интерактивность процесса обучения, а не подменить собой живое общение с педагогом.
ЦОС создаст условия для применения в традиционной классно-урочной системе возможностей электронного образования, дистанционных обучающих технологий и ресурсов. Также будет разработан единый для всей страны перечень материальных и технических условий, которым должна соответствовать современная школа.
Внедрение в российских школах ЦОС даст обучающимся и педагогам следующие преимущества:
- доступ к высокоскоростному интернету в школе (100 Мб/с для городских и 50 Мб/с для сельских);
- доступ к различным образовательным сайтам и порталам, при помощи которых можно будет улучшить знания по предметам;
- возможность дистанционного освоения учебного материала детьми, которые по тем или иным причинами, например, из-за болезни, не могут ходить в школу;
- возможность ведения электронного обмена документацией: дневники, классные журналы, расписание и так далее будут заполняться онлайн;
- возможность получать информацию о процессе обучения на различных государственных платформах, например, на портале «Госуслуг»;
- получение доступа к видеотрансляциям лучших уроков;
- автоматизация процессов, которая избавит педагогов от лишней бумажной работы с отчетами — предполагается, что специальные программы будут самостоятельно анализировать данные обо всех учениках, что существенно облегчит работу по сбору информации об успешности образовательного процесса.
«Цифровая образовательная среда» (далее - ЦОС) — это федеральный проект нацпроекта «Образование», направленный на создание к 2024 году в образовательных организациях современной и доступной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех видов и уровней, путем обновления информационно-коммуникационной инфраструктуры, подготовки кадров, создания федеральной цифровой платформы.
ЦОС — это всероссийская информационная система, с помощью которой планируется внедрить в стране электронную образовательную среду. Федеральный проект ЦОС призван способствовать оптимизации школьного образования и гарантировать эффективное использование новейших технологий в процессе обучения. Однако, речь не идёт об отмене традиционной классно-урочной системы.
Ключевая идея проекта – создание современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех видов и уровней.
Под ЦОС понимают единую информационную систему, которая объединит всех участников образовательного процесса — учеников, учителей, родителей и администрацию учебных заведений.
Что же такое цифровая образовательная среда? В неё входит несколько компонентов – высокоскоростной интернет в школе, обеспечение кабинетов техникой, а также широкий набор сервисов, расширяющих интерактивность процесса обучения.
ЦОС включает в себя:
- Комплекс информационных образовательных ресурсов, в том числе электронных;
- Совокупность технологических средств информационных и коммуникационных технологий: компьютеры, средства связи (смартфоны, планшеты), иное информационно-коммуникационное оборудование;
- Ряд педагогических технологий, обеспечивающих обучение в современной информационно-образовательной среде.
Кабинеты цифровой образовательной среды создаются при поддержке Министерства просвещения Российской Федерации. Адрес сайта Министерства просвещения Российской Федерации: https://edu.gov.ru/.
Региональный проект «Цифровая образовательная среда»
Цель регионального проекта «Цифровая образовательная среда»
создание условий для внедрения к 2024 году современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей формирование ценности к саморазвитию и самообразованию у обучающихся образовательных организаций всех видов и уровней, путем обновления информационно-коммуникационной инфраструктуры, подготовки кадров, создания федеральной цифровой платформы
Региональным координатором мероприятий является Министерство просвещения и воспитания Ульяновской области. Адрес сайта регионального координатора: https://www.mo73.ru/
В 2024г. Средняя школа №32 стала участником регионального проекта «Цифровая образовательная среда».
В Средней школе №32 обучается 187 человек, численность педагогических работников составляет 14 человек, из них1 учитель информатики.
В ходе реализации мероприятий проекта Средняя школа №32 в 2024 году получили следующее оборудование:
=Ноутбук - 34 шт
=МФУ - 4 шт.
=Видеокамера - 3 шт.
=Телевизор широкоформатный - 3 шт.
Вся поступившая техника активно используется в работе школы. Данное оборудование позволило автоматизировать процесс внутри школ, упростить работу с отчетностью, открыть доступ к множеству электронных образовательных сайтов и сервисов.
Для администрации школы оборудование, поступившее в рамках проекта «Цифровая образовательная среда», открыло более широкие возможности для организации общего информационного пространства школы; организации учебного процесса; получения и работы с информацией из сети Интернет; контроля успеваемости обучающихся;
поддержки процесса работы сайта школы; ведение баз данных по школе и отчетности; повышения квалификации сотрудников школы.
Техника, поступившая в рамках проекта «Цифровая образовательная среда», используется администрацией школы для проведения педсоветов, совещаний, просмотра вебинаров, контроля за работой в ИСОУ "Виртуальная школа", системе «Навигатор», прохождением дистанционных курсов повышения квалификации.
Также активно обновленной материально-технической базой пользуются педагоги. Все учителя и обучающиеся школ обеспечены доступом к сети «Интернет». Педагоги имеют возможность просматривать вебинары, проходить курсовые мероприятия, проводить уроки, занятия внеурочной деятельности, внеклассные мероприятия. С января по июнь 2024 года в школе проведены онлайн-уроки по финансовой грамотности, «Цифровая неделя финансовой грамотности, онлайн-уроки на платформе «Проектория» «Шоу профессий» и т.д. Также учителя - предметники просмотрели серию вебинаров для педагогов области, организованную Региональным центром оценки качества образования Ульяновской области по вопросам подготовки к ГИА-9 и ГИА-11 по отдельным учебным предметам, онлайн-совещания «Институт развития образования», посвященные проблеме перехода школ на обновленные ФГОС НОО и ФГОС ООО и т.д. Современное компьютерное оборудование позволило расширить возможности для дистанционного повышения квалификации сотрудниками школ. Так, в период с января по июнь 2024 года количество педагогов, прошедших дистанционные курсы по обновленным ФГОС НОО и ФГОС ООО с использованием оборудования, поставленное в рамках проекта «Цифровая образовательная среда», составило 5 человек.
В кабинетах цифровой образовательной среды изучаются предметы:
«Информатика», «Физика», «ОБЗР», «Биология», «История» ведутся курсы внеурочной деятельности: «Подготовка к ГИА по математике», «Финансовая грамотность» и т.д. Кабинеты цифровой образовательной среды открывают массу возможностей по трансформации и модификации образовательной среды. В 2024-2025 учебном году начался процесс интеграции образовательного процесса с электронными образовательными ресурсами, апробация и внедрение современных информационно-сервисных платформ, обеспечение доступа обучающихся, педагогов и родителей к федеральной информационно-сервисной платформе «Российская электронная школа», «Учи.ру», «ЯндексУчебник», «ЯКласс», электронные учебники.
Также поступившее современное оборудование позволило принимать активное участие в мероприятиях всероссийского и регионального уровней, таких как: Всероссийские открытые уроки, Киноуроки, мониторинг по математике и русскому языку на платформе Учи.ру, метапредметная диагностика обучающихся 8, 9 классов,.
Созданные условия обеспечивают современную и безопасную цифровую образовательную среду, способствуют развитию цифровой грамотности, проектной деятельности, творческой социальной самореализации детей и педагогов, помогают формировать у обучающихся новые компетенции и навыки, технологическое мышление. Обновленная материально-техническая база дает возможность организовать воспитательную деятельность, проводить культурные, досуговые, общеразвивающие мероприятия.